loading

«Власть ничего не поняла»: почему Теодор Курентзис уезжает из Перми

Дирижер Теодор Курентзис, который с нового сезона перестанет быть худруком Пермского театра оперы и балета, написал прощальное письмо труппе и зрителям учреждения, в котором рассказал об одной из причин своего ухода из театра — абсолютном отсутствии взаимопонимания с властями Пермского края. 21 июня стало известно, что Курентзис, превративший Пермь в третью музыкальную столицу России, будет вынужден уйти с должности. The Bell разобрался в конфликте и выяснил, что важного успел сделать Курентзис в должности худрука театра.

Детали письма

  • «Функция власти — не понимать». «Власть, естественно, ничего не поняла. Естественно. Для тех, кто сведущ в истории, это очевидный факт: такова и есть функция власти — не понимать», — написал Курентзис. В концовке письма дирижер поблагодарил администрацию Пермского края, так как «без их полнейшего непонимания, отсутствия трепета и чуткости» Курентзис «не нашел бы силы принять решение покинуть свой рай».
  • Нереализованные планы. Когда Курентзис переезжал в Пермь, хотел «создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе»: помочь создать консерваторию и дать мотивацию молодым музыкантам остаться в городе и продолжать его развивать. «Я помню, как мне сказали: власть не считает это целесообразным, у города все есть, мы самые лучшие. Были такие времена. Помню, однажды депутат заявил на заседании заксобрания: Курентзис не стоит таких денег. Я его понимаю. Ибо есть люди, которые не различают понятия цены и ценности», — пишет дирижер.
  • Полный текст письма можно прочитать здесь.

Герой. Теодор Курентзис стал художественным руководителем театра в Перми, уже будучи всемирно известным дирижером, в 2011 году — в разгар так называемой «пермской культурной революции» во главе с Маратом Гельманом. С ним в Пермь переехала часть титулованных музыкантов из созданного в 2004 году оркестра Musica Aeterna Ensemble — стоимость билетов на рядовые концерты труппы доходит до 30 тыс. рублей. Летом 2011 года MusicAeterna во главе с дирижером произвел фурор на трех авторитетных европейских фестивалях, включая старейший и главнейший оперный фестиваль в мире — Зальцбургский.

  • Переезжая на Урал, музыкант выдвинул пермским властям ряд условий: они должны были обеспечить Курентзису абсолютную свободу художественной политики и построить новую сцену для театра. «Мы, администрация области, и Теодор как руководитель оперы понимали, что новая сцена должна быть построена как можно скорее. Это важнейшее условие для существования и развития театра», — позднее рассказывал экс-губернатор Пермского края и главный инициатор «культурной революции» Олег Чиркунов, с которым Курентзис проводил переговоры перед переездом. Чтобы заманить дирижера, власти также пообещали ему внушительный оклад. В 2018 году Курентзис в 2018 году заработал 18,8 млн рублей — из них почти 40% приходится на доходы от работы художественным руководителем театра.
  • Курентзис собрал «команду мечты». Ради него в Пермь в оркестр и хор MusicAeterna переезжали лучшие музыканты со всей страны, отмечала Meduza. Одновременно Курентзис сотрудничал с ведущими западными мастерами, некоторые из которых, минуя Москву, впервые приезжали в Россию именно на пермскую сцену. Среди них — режиссер-дизайнер Роберт Уилсон, поставивший в Перми «Травиату» Верди, всемирно известный американский театральный режиссер Питер Селларс, который в Перми поставил оперу Генри Перселла «Королева индейцев», и режиссер Ромео Кастолуччи, давший премьерный спектакль «Жанна на костре» — совместную постановку оперных театров Перми, Лиона, Базеля и Брюсселя — на пермской сцене.
  • Пермская опера ежегодно получает по несколько десятков номинаций на самую престижную театральную награду России — «Золотую маску». Только в 2019 году — 22 номинации и 2 награды.
  • Еще одно достижение команды Курентзиса — Дягилевский фестиваль в Перми, худруком которого также является музыкант. Он существовал и раньше, но при Курентзисе билеты на его премьеры, концерты, спектакли и перформансы раскупаются за минуты, а среди публики — не только пермяки, но и целые самолеты слушателей из российских и европейских столиц. На фестивальные дни (конец мая — начало июня, когда в Перми белые ночи) назначаются главные оперные и балетные премьеры Пермского оперного театра, отмечал ТАСС.
  • Только в 2018 году театр заработал 355 млн рублей. Это много для регионального проекта. Для сравнения, главный театр страны — Большой театр — в среднем зарабатывает 2,5 млрд рублей ежегодно.

Конфликт. Одна из основных версий причины, по которой Курентзис покинул свой пост, — конфликт вокруг строительства новой сцены театра: строительство не могли начать 9 лет, а в 2019 году попросили курировать стройку худрука петербургского Михайловского театра Владимира Кехмана, с которым у Курентзиса давний конфликт.

  • Пермское информагентство «Местное время» сообщало, что построить новую сцену театра планируют уже более 25 лет. За этот период проведено несколько архитектурных конкурсов. Необходимость в проекте есть. Историческая сцена Пермской оперы — самая миниатюрная среди музыкальных театров России, а ее технические возможности не соответствуют современным требованиям. Зал театра сейчас рассчитан всего на 843 человека, а желающих послушать Курентзиса было в разы больше.
  • В 2010 году на конкурсе по строительству победило бюро британского архитектора Дэвида Чипперфилда, но после назначения пермским губернатором Виктора Басаргина в 2012 году бюро отстранили от участия в проекте, а Басаргин уменьшил первоначальный бюджет создания новой сцены с 6,9 млрд рублей до 2,7 млрд рублей. В 2017 году край возглавил экс-чиновник правительства Москвы Максим Решетников, который пообещал вернуться к проекту Чипперфильда и увеличить бюджет до 7 млрд рублей, однако все пошло по другому сценарию.

Чьи интересы. В мае 2019 года пермские власти объявили новый конкурс на проектирование, а у стройки появился новый куратор — художественный руководитель петербургского Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета, бывший миллионер Владимир Кехман, писал «Коммерсант». Спустя месяц новый конкурс на проектирование сцены выиграло ООО «Группа компаний Строй-Эксперт», выполнявшее подряды Михайловского театра. Накануне у губернатора Пермского края прошло обсуждение проекта, куда Курентзиса даже не пригласили, рассказывали источники Forbes.

  • Одним из эпизодов конфликта между Кехманом и Курентзисом стал скандал вокруг оперы «Тангейзер». Курентзис, в начале 2000-х работавший в Новосибирском театре оперы и балета, активно поддерживал уволенного директора театра Бориса Мездрича (его сменил Кехман) и объяснял увольнение цензурой. В ответ Кехман заявлял, что за время работы в Новосибирске Курентзис «ничего не оставил театру и очень много оттуда забрал».

Что дальше. Губернатор Пермского края Максим Решетников заявил, что новую сцену оперного театра будут строить «вне зависимости от того, кто будет художественным руководителем». Планируется, что в строительстве новой сцены театра поможет бизнесмен Роман Абрамович и проект может быть включен в федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год, добавил Решетников. По словам собеседников «Медузы», местные власти поддержали Кехмана, потому что рассчитывают, что его хорошие отношения с министром культуры Владимиром Мединским, спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и другими чиновниками позволят привлечь к строительству федеральный бюджет: по данным«Коммерсанта», краевые власти надеются, что бюджет РФ выделит до 95% необходимых средств. «Местные не могут справиться с Теодором, а есть достаточно явные риски из-за неподцензурности. Кехман же привлекателен для губернатора. Он может и строительство курировать, и финансирование лоббировать, и творческую стратегию определять», — пояснял логику властей источник «Медузы».

После ухода Курентзиса с поста его сотрудничество с Пермским краем ограничится художественным руководством Дягилевским фестивалем. Вместе с Курентзисом Пермскую оперу покинут спектакли, созданные под его руководством, и, возможно, часть труппы.

Скопировать ссылку